Содержание
- 1. Суть метода
- 2. Подводные камни теста «пятна на бумаге»
- 3. Что же оставляет пятна у натурального масла?
- 4. Как определить качество эфирного масла?
Любительский интерес к ароматерапии после распада СССР начался лет 20 назад. Но, несмотря на внушительный период, до сих пор в сети популярен способ определения качества масла с помощью пятна от него на бумаге. Выясним, насколько достоверные результаты он показывает.
Суть метода
Для определения качества предлагают капнуть эфирное масло на бумагу и посмотреть через некоторое время, не осталось ли пятна. Если пятно есть, то считают, что масло разбавлено и некачественное. А если испарилось без следа, то натуральное и можно пользоваться.
Чем же так привлекателен тест?
- Легко проводим – капнуть и посмотреть может каждый.
- Доступен всем, нужен лишь лист бумаги и эфирное масло.
- Не требует специального оборудования.
- Не нужны глубокие знания для расшифровки.
Фактически любой, кто купил первый флакон эфирного масла, становится сразу «экспертом по определению качества». Заманчиво, не так ли?
Подводные камни теста «пятна на бумаге»
В самом начале так старались определить, разбавлено ли эфирное масло жирным растительным. Тогда оставалось маслянистое пятно. Но проблема в том, что можно разбавить масло:
- летучими синтетическими растворителями,
- полученными химическим путем основными компонентами масла,
- в лучшем случае натуральными компонентами, присущими данному эфиру, но возможно даже изолированными из другого растения.
И все это может испариться с поверхности бумаги без следа.
Например:
- Вспомните духи, насколько они летучи. Оставляют ли они пятна? А насколько они натуральны?
- Разбавленное спиртом масло тоже легко испарится. Но это точно продукт не для ароматерапии.
- Существуют еще и масла, полностью собранные из синтетизированных человеком компонентов.
- А масла, «доработанные» человеком до требуемых стандартов по содержанию нужных веществ?
Они могут быть и натуральными (натуральная основа + натуральный изолированный компонент). Или полностью собранные по аромату из основных натуральных компонентов. Но это уже не имеет нужного терапевтического действия, как сбалансированный природой состав. Человек тут оказывается в ситуации слона в посудной лавке.
Что показывает испарение? Только летучесть состава. Но никак не гарантирует натуральность и аутентичность, когда в состав не вмешивается человек, а используется продукт после дистилляции сырья без доработки.
Что же оставляет пятна у натурального масла?
Во-первых, цвет пятну могут придать пигменты. Разные соединения могут иметь как яркую окраску, так и быть почти бесцветными. Это нормально.
Например:
- Эфирное масло апельсина, которое получают прессованием, вполне может оставить желтоватый след.
- Пачули или ветивер, полученные дистилляцией, желтый, коричневатый.
- Тысячелистник или голубая ромашка – синеватый.
- Красный тимьян окрасит бумагу в оранжеватый цвет
- Лайм по сравнению с лимоном дает легкий зеленоватый оттенок.
Масла не становятся от этого менее натуральными. Это просто их характеристика, как цвет волос и глаз у каждого человека.
Кроме этого, давайте вспомним, что состав эфирного масла очень разнообразный. Он может включать до нескольких сотен компонентов. Основные группы:
- монотерпены,
- монотерпеновые спирты,
- оксиды,
- альдегиды,
- кетоны,
- фенолы,
- сесквитерпены,
- сложные эфиры,
- сесквитерпеновые спирты,
- и ряд других.
Каждая группа, каждый компонент обладает разной степенью летучести. Вспомните духи – там выделяют ноты верха, средние и низа (топ, сердце и база). Это как раз на основании летучести. Самыми первыми мы ощущаем самые летучие соединения, верх. Затем среднелетучие – сердце. И самыми долго ощущаемыми являются нижние ноты, база.
Эфирное масло тоже содержит разные по летучести компоненты. В каких-то маслах (цитрусовых, хвойных) преобладают монотерпены – это молекулы маленького размера, которые быстро испаряются с поверхности. В других маслах (мирра, сандал, пачули) больше молекул «низа». Они более крупные, испаряются медленнее, дольше остаются на коже, одежде (например, в селективных, натуральных духах), более стойкие.
На бумаге эти масла также будут вести себя по-разному. Цитрусы или цинеольные эвкалипты испаряться довольно быстро. Через сутки вы вряд ли найдете что-то на бумаге, или это будет легкий угадывающийся абрис бывшей капли. А вот мирра оставит более выраженное и цветное пятно.
Для наглядности мы капнули разные масла на бумагу.
Через час | Через два | Через сутки | |
---|---|---|---|
Эвкалипт душ. | |||
Лаванда Fine | |||
Ель | |||
Лимон | |||
Литзея | |||
Вирола | |||
Гвоздика | |||
Хо | |||
Мирокарпус | |||
Тимьян белый | |||
Мирра | |||
Ромашка римская | |||
Сандал | |||
Лайм | |||
Апельсин красный | |||
Пачули | |||
Тысячелистник |
- Лимон испаряется быстрее всех – в нем очень много монотерпенов.
- Ель испаряется медленнее, и капля более компактная (а в ней есть помимо монотерпенов сложный эфир, который «улетает» медленнее).
- Низколетучие масла с основными в составе сесквитерпенами (мирра) и сесквитерпеновыми спиртами (вирола, сандал) дают более компактные капли, а чем слой толще, тем и испарение будет более медленное. Это помимо самой более тяжелой молекулы.
- Масла с монотерпенолами (хо и мирокарпус) тоже не слишком растекаются, а испаряться могут дольше сесквитерпенов.
- В лаванде помимо монотерпенолов много сложных эфиров, как в римской ромашке, есть и монотерпены. Их испарение активнее, чем хо и мирокарпуса.
- Альдегиды (в литзее) растекаются хорошо. Хотя нераль и гераниаль, к примеру, поспорят с сесквитерпенами по летучести.
- Фенолы (тимьян красный и гвоздика) довольно тяжелые. Но в тимьяне есть немало монотерпенов, поэтому и растекается он шире и испаряться будет лучше.
- А вот кетон в душистом эвкалипте не очень летучий, хотя он сочетается с летучими монотерпенами, но капля не большая, и испарение не быстрое.
Далее давайте вспомним, при каких условиях эфирные масла получают. Это дистилляция (кроме цитрусов, для которых основной метод получения – прессование).Дистилляция – это кипение воды, 100°С и выше. Плюс это пары воды, которые улетают вместе с ароматными молекулами. Можно ли перенести эти условия полностью на бумагу? Очевидно, что нет. А еще можно вспомнить, что, например, у иланга для получения самой низколетучей фракции требуется несколько часов дистилляции. Высокотемпературный нагрев несколько часов… и лист бумаги при комнатной температуре. Несопоставимо.
Вывод: не все молекулы могут испариться с листа бумаги, и они оставят след и остатки аромата.
Как определить качество эфирного масла?
Для обывателя дома, увы, никак.
Важно ведь понять:
- что входит в состав,
- насколько этот состав типичен для данного растения,
- насколько состав пригоден для целей ароматерапии,
- нет ли в составе искусственно добавленных компонентов (для «улучшения»),
- насколько масло свежее, нет ли продуктов окисления,
- уровень пестицидов и т. д.
Для этого нужна лаборатория, оборудования, реактивы, базы данных, знания и опыт для расшифровки.
Да, это не лист бумаги, который всего этого не покажет, все намного сложнее для однозначного вердикта. Но это действительно определение качества по всем параметрам.
В качестве разбирались также в этой статье.
Надеемся, что вам стало понятно, почему тест «пятна на бумаге» нельзя применять для оценки натуральности и качества эфирного масла. Что вы можете увидеть по нему – только то, что разные субстанции имеют разную скорость испарения и разный цвет.
Комментарии