
Содержание
- 1. Что такое ольфакторная пирамида?
- 2. Пирамида ароматов в парфюмерии
- 2.1. Верхние ноты
- 2.2. Средние ноты
- 2.3. Нижние ноты
- 3. Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за его стойкость?
- 4. Как составлять парфюмерные композиции?
- 5. Где купить качественные эфирные масла?
Каждому, кто пришёл в мир ароматерапии и влюбился в эфирные масла, со временем приходит в голову светлая идея заменить покупной парфюм на натуральный. Во-первых, это полезнее для здоровья, а во-вторых, можно создать персональные, уникальные, волшебные духи! Называется: ничто не предвещало беды…
Вы ощущаете себя парфюмером, собираете капельку того, капельку этого, колдуете-ворожите, трах-бабах… и ой. Получается что-то невразумительное и неблагозвучное. То ли смесь ударяет в нос и сразу отправляет в душистый нокаут; то ли наоборот её не расслышать; то ли как будто кошка легла на пианино и нажала все ноты разом и ещё хвостом добила: «Бац!»
Была такая сцена в «Друзьях»: Рейчел готовила к празднику английский трюфель, и у неё слиплись странички журнала с рецептами. Получился рецепт наполовину трюфеля, наполовину мясной запеканки: бананы, сливки, мясо, зеленый горошек… Никто из гостей не смог чудо-блюдо проглотить, и лишь Джо понравилось: «Что не так? Сливки – хорошо, джем – хорошо, мясо – замечательно!»
Если вы не очень похожи на Джо и вам важна гармония, стоит познакомиться с таким понятием как «ольфакторная пирамида» – это формула создания продуманных ароматических композиций.
Что такое ольфакторная пирамида?
Пирамида духов – структура, система разделения ароматов по длительности звучания (испарения и ощущения аромата). Можно представить пирамиду, поделенную горизонтально на 3 части (помните, как у Маслоу, только ярусов поменьше). На самой верхушке оказываются верхние ноты: они похожи на эстрадных артистов – звучат ярко, сочно, зажигательно. Но и быстро уходят со сцены – верхние ноты могут отыграть своё уже через 15 минут.
Ярусом пониже живут средние, сердечные ноты аромата. Эти господа медлительные и нерасторопные: они не спешат сразу заявить о себе, а проявляются потихоньку. Они отвечают за раскрытие аромата. Плавно втекают на сцену и начинают всё преображать, придают парфюму округлость, гармоничность. Звучание средних нот может длиться несколько часов (зависит от многих параметров).
И, наконец, в самом низу пирамиды первые пару актов спят актёры нижней или базовой ноты. Это самые солидные, стойкие и мощные ароматы, которые если уж запоют на сцене, то эхо ещё долго будет перекатываться по залу. Эффект шлейфа: когда уже всё закончилось, а осадочек остался, в хорошем смысле.
Чтобы получился не плоский и не скучный парфюм, а целая симфония, раскрывающаяся в процессе разными акцентами, чтобы аромат был стойким, необходимо сочетать в смесях все три ноты.
Пирамида ароматов в парфюмерии

Отмечу: пирамида ароматов в парфюмерии и в натуральной парфюмерии – это разные вещи. Дело в том, что эфирные масла в принципе активно летучие, и по-хорошему полноценных базовых нот мы тут не встретим. Плюс, на тёплой коже эфиры испаряются ещё быстрее! Помните ситуацию, когда вы с утра надушились, весь день проходили в свитере, вечером повесили в шкаф, а неделю спустя достаёте – и он всё ещё пахнет вашим парфюмом? Это больше описание синтетических духов. Натуральные так долго не звучат, их приходится обновлять несколько раз в день. Что, впрочем, не является минусом! Просто особенностью.
Давайте разберём по ноткам натуральный парфюм.
Верхние ноты
Итак, верхние ноты – это «лицо» аромата и первое впечатление. Они звучат пронзительно и ярко, но не долго. В эту категорию попадают:
- Цитрусовые и хвойные эфирные масла.
- Такие специи, как:
- анис,
- бадьян,
- кориандр,
- имбирь,
- орегано,
- чёрный перец,
- тмин,
- и другие.
- На верхах звучат также:
- ладанник,
- мята,
- мирт,
- лаванда,
- лавр,
- эвкалипт.
Средние ноты
Средние ноты отвечают за гармонию, скругляют острые углы, выпяченные в первых нотах, развивают и продлевают композицию. Это ядро аромата и основной аккорд. В серединке часто можно расслышать цветы, ряд специй и трав:
- герань,
- жасмин,
- иланг-иланг,
- вербена,
- роза,
- ромашка,
- тубероза,
- франжипани,
- шалфей мускатный,
- корица,
- литзея,
- мёд,
- укроп,
- цитронелла.
Нижние ноты
База не обязательно имеет интенсивный аромат, но сохраняет звучание дольше других масел. В эту категорию попадают эфирные масла с более крупными молекулами, которые дольше испаряются. Это самые основательные эфиры: в основном, древесина и смолы:
- берёза,
- дубовый мох,
- кедр,
- мирра,
- перуанский бальзам,
- сандал,
- табак,
- какао,
- ваниль,
- ветивер,
- пачули,
- ангелика,
- и другие.
Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за его стойкость?
Фишка базовых нот ещё в том, что они не только сами по себе долгоиграющие, но могут закрепить всю композицию, сделать парфюм более стойким и шлейфовым. Если вам нужно продлить звучание аромата, вы можете добавить к своей смеси немного:
- ванили,
- пачули,
- табака,
- или что-то другое из списка выше.
Также в качестве фиксаторов аромата можно использовать эфирные масла:
- ладана,
- ладанника,
- шалфея мускатного.
На стойкость влияет и основа парфюма: спирт помогает молекулам масел поскорее улетучиться, а растительные масла наоборот заземляют летунов, заставляют задержаться, но при этом приглушают верхние ноты.
Как составлять парфюмерные композиции?

В основе парфюма должна быть какая-то идея. Вы можете оттолкнуться от образа: пустынный морской пляж, лавочка со специями посреди города, прохладное утро в лесу и так далее. Это также может быть уже существующий аромат или костяк аромата – шипр, фужер, восточный/цветочный парфюм. А затем уже можно разложить идею на ноты: подобрать масла так, чтобы в каждой оказалось несколько эфиров (для простоты и наглядности мы возьмём ровно по два), поддерживающих друг друга – это самый простой вариант составления композиции для новичка.
При этом помните, что ноты раскрываются поэтапно, а значит, каждая пара внутри одной ноты должна приятно пахнуть как сама по себе, так и вместе с другими нотами. Насчёт этого коварного «приятно»: тут, к сожалению, нет чёткого ответа, что с чем можно сочетать, а что с чем совсем никак не подружится. Есть какие-то условные правила, придуманные разными авторами, но правильнее всего ориентироваться непосредственно на свой нюх (или нюх человека, для которого вы создаёте духи), потому что восприятие и обоняние у всех разное. Вам понравилось сочетание? Ну и прекрасно – пользуйтесь!
Например, мы хотим создать не слишком приторный, свеже-цветочный, влажный, женственный и округлый аромат. Посмотрим, что у нас есть в каждой категории?
- Из «вершков» можно взять бергамот и орегано. Орегано – довольно непростой ингредиент для парфюма, его лучше дозировать поменьше, чтобы мы не оказались внезапно на кухне посреди готовки соуса к поросёнку. Зато оно придаёт интересную свежесть аромату.
- Из сердца можем выбрать идеальную парочку: розу и герань. Они прекрасно дополняют друг друга, герань раскрывает и продлевает звучание розы.
- Из «корешков» можно присмотреться к такому аккорду: относительно нейтральная смолистая мирра, которая добавит парфюму влажность и стойкость, и пачули – изысканный и драгоценный шлейфовый акцент.
Итак, мы разобрались с палитрой эфирных масел. На этом этапе вы можете открыть все собранные флакончики и поводить ими вместе на расстоянии от носа: прицениться, понравился запах или нет? Быть может, захочется заменить орегано на лаванду, а пачули на сладкую ваниль или древесный сандал? Решать вам и вашему носу.
Если мы убедились, что выбранные масла вместе звучат гармонично, по группам и все вместе, то можно переходить к следующему этапу – смешиванию. Тут нам надо разобраться с процентовкой: чего положим побольше, а чего поменьше? Опять же, строгих-строгих правил нет, но для начала парфюмерной карьеры можно ориентироваться на стандартные рабочие схемы. Для масляных духов это пропорции 40%-30%-30% по нотам, от верха к низу, для спиртовых – одинаковый процент. Вы не всегда будете соблюдать такие формулы, но в качестве примера остановимся на них.
Помните, что это мы рассчитали только соотношение нот. Но в чистом виде эфирные масла мы использовать не будем, нам понадобится растворить их в масле (берите самый стабильный вариант – жожоба или триглицериды) или спирте. Концентрация эфиров в готовом продукте – до 10%.
Попробуем составить итоговый вариант для масляных духов.
Правильнее всего отмерять эфиры чётко по весу на профессиональных весах с шагом 0,1 или 0,05 г. Но сейчас мы разбираемся в технологии, представим, что мы новички и весов у нас пока нет. В таком случае можно ориентироваться на примерный вес одной капли 0,05 г.
Итого на 10 г масла жожоба (примерно 2 чайных ложки) мы можем взять 20 капель эфирок:
- Бергамот – 7 к.
- Орегано – 1 к.
- Роза – 3 к.
- Герань – 3 к.
- Мирра – 4 к.
- Пачули – 2 к.
Такие пропорции лично мне показались приятными и гармоничными – но вы можете поиграться с ними и отточить до идеала. Поэтому сначала смешайте эфирные масла, убедитесь, что вам всё нравится – причём в несколько подходов. Капните капельку смеси на блоттер/бумажку и возвращайтесь к ней несколько раз через время. Если в процессе что-то пошло не так, подумайте, чего не хватает (что лишнее/какую ноту усилить/и т. д.) и доработайте смесь. Затем можно смешивать с основой. И дальше уже проверяем: как духи раскрываются на коже, как долго держатся и так далее. И корректируем, корректируем… это процесс такой: занимательный, не быстрый, с множеством проб. Кстати, полезный совет: записывайте каждый шаг! Иначе быстро забудете, что и в каком проценте добавляли, и навеки потеряете рецепт своего идеального парфюма.
Подробнее о технологии предлагаю читать в этой статье.
А если вы хотите погрузиться в тему полностью, приглашаю на наш курс по натуральной парфюмерии.
Где купить качественные эфирные масла?

Какая бы ни была у вас цель покупки эфирных масел – не важно, это создание парфюма, лечение или уборка дома – в любом случае они должны быть самого высокого качества. Почему так? Дело в том, что у эфиров очень маленький размер молекул: компоненты масел способны проникать в организм и вместе со вздохом, и даже через кожные покровы. Поэтому, какой бы ни был способ применения, в результате вы получите какой-то процент масла в кровотоке (при вдохе, кстати, он даже выше, чем при накожном нанесении; но когда мы говорим о масляных духах, мы получаем и то, и то одновременно). Разумеется, для нашего организма гораздо лучше, если это будут натуральные природные масла, а не синтетические молекулы.
В нашем каталоге вы найдёте именно такие масла – натуральные, полученные первой дистилляцией из качественного сырья, без каких-либо вмешательств в состав. Именно так, как задумывала природа.
Рекомендованные товары
Рекомендованные рецепты
- Ароматизация
Твёрдые духи своими руками
Тёплые пряные масла обволакивают уютным коконом, освобождая от апатии и неуверенности в себе. Духи удобно наносятся, смягчают кожу, а также подходят в качестве парфюмированного крема для сухой кожи рук.#08 октября 200522397 - Ароматизация
Мягкие масляные духи
Мягкие масляные духи могут использоваться как концентрированный аромакрем для отдельных участков кожи. Наносите его на руки, запястья или сгибы локтя для образования шлейфового аромата.#15 декабря 201615120 - Специальный уход
Массажное масло ВОСТОЧНЫЙ ДЕТОКС
Ароматное масло для массажа достойно самых сказочных восточных принцесс! Способно превратить обычную процедуру массажа в SPA- ритуал, призванный волшебным образом устранить целлюлит, подтянуть кожу и вывести токсины.#22 мая 20167027 - Специальный уход
Сухое масло для тела СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ
Масло окутает ваше тело лёгким шёлком и устремит навстречу чудесным сновидениям, в которых сбываются все ваши самые заветные мечты. А наутро вы почувствуете себя и свою кожу, будто снова возрождёнными.#10 июня 20223538
Комментарии
Здраствуйте, подскажите в композиции илаг-иланг, ваниль и пачули - кто будет верхней нотой и быстрее растает ?
и что относится к смолам в базовых нотах ( если ладан, Мирра - это средние)?
Благодарю